Интервью с Морихиро Сайто Айки ньюс № 88

aikinews-number-88

Смотритель Айки храма. Морихиро Сайто начал тренироваться с Морихеем Уесиба в Ивама в 1946 году в возрасте 18 лет. В течении этих лет, проведённых в качестве учи-деши, Сайто Сенсей изучал техники дзё и меча непосредственно под руководством Основателя. В этом интервью ,проведённом в марте 1991 года, Сайто Сенсей рассказывает о своём опыте тренировок с О-Сенсеем, его первых годах в Айкикай, его собственном додзё и методах тренировок.

Не многие из наших читателей знают, что вы долгое время преподавали в качестве шихана в Айкикай в Токио. Не могли бы Вы рассказать нам о Ваших воспоминаниях этого периода.

Я преподавал в Айкикай один раз в неделю кроме периода в 1961 году, когда Уесиба Сенсей отправился на Гаваи с Нобиоси Тамура. В Токио мы испытывали недостаток в инструкторах, поэтому в их отсутствии я обучал дважды в неделю. В другое время я преимущественно преподавал по воскресеньям.

Во время Ваших воскресных занятий Вы обучали кен и дзё после практики тайдзюцу, не так ли?

Да с одобрения О-Сенсея, я обучал техникам оружия последние 15 минут тренировки.

Была-ли современная форма сандзюичи-дзё (ката 31 движения) завершена до смерти О-Сенсея?

Да, к тому времени, когда я обучался, ката было уже завершено, но когда Коичи Тохей Сенсей (в настоящее время глава Синсин Тойсу Айкидо) пришёл тренироваться в Ивама, оно ещё не было доведено до совершенства. То чему учился он, отличалось от того, чему обучался я. вероятно потому, что метод преподавания О-Сенсея был не полностью разработан. Когда я обучался под руководством О-Сенсея, его учение включало все техники оружия, включая куми-тачи. С другой стороны, никого не осталось в Ивама кроме меня, поэтому я тренировался с О-Сенсеем сам. Его обучение постепенно становилось всё долее продуманным.

Обучали ли Вы куми-дзё в Токио?

В действительности нет, кроме некоторых учеников в необычных местах, таких как на крышах зданий. Бывало, я обучал дзё форме 27 или 28 движений, но завершал всё формой 31 движение, поскольку я обнаружил, что она была понятнее для учеников, Как только моё айкидо стало называться «Стиль Ивама», название сандзюичи-дзё, которое я дал этому ката, окончательно закрепилось за ним.

Что следует сделать айкидокам из других стран, если они хотят приехать в Ивама для практики?

Им следует получить рекомендацию от кого-либо. Затем им нужно оставаться здесь как минимум на 10 дней. Если они прибыли не из додзё, непосредственно связанного с нами ,будет трудно усвоить что-нибудь в течении одной недели и такие ученики могут покинуть наш додзё так ничего и не поняв, и будут плохо отзываться о нас. Для моих собственных учеников достаточно одной недели, но для человека из другой школы минимальное время пребывания продолжительностью в 10 дней необходимо. Что-либо менее продолжительное может быть непродуктивным..
Возьмём, к примеру, случай студентов японских университетов, которые приезжают в Ивама потренироваться на летние каникулы. Их бёдра не тренированы должным образом, поэтому я должен исправлять движения их бёдер каждое утро во время тренировки с оружием. В конце концов, они начинают правильно использовать свои бёдра, примерно за неделю до их отъезда из додзё, как раз когда я уже готов махнуть на них рукой. Им требуется три недели, для того чтобы ухватить суть базовых элементов. Даже за десять дней это нелегко, но те, кто приезжает в Ивама из-за границы, замечательные люди и тренируются усердно.

Как учи-деши в Ивама проводят время?

Территория додзё довольно обширна и не может быть приведена в порядок вся сразу. Когда они просыпаются утром, сперва, они приводят в порядок свои комнаты, затем место тренировки, а потом они тщательно подметают место перед храмом. Трава на солнце должна быть убрана, поэтому они иногда помогают мне с силовой установкой Для меня было бы невозможно содержать это место в чистоте самому, так что ученики естественно помогают мне с уборкой. В результате их усилий храм всегда содержится в чистоте. Без этой работы их жизнь была бы более удобной, но они все терпеливы, замечательные люди, никогда не было отказов в помощи.

Вы всё ещё преподаёте техники оружия каждое утро?

Да. Ещё ученики практикуются в свободной тренировке. В новом додзё достаточно места, поэтому они могут свободно попрактиковаться в ката. Мне приятно, что приезжие студенты с удовольствием занимаются в новом додзё, но мы всё ещё заботимся о старом додзё, как об основном, и тренируемся преимущественно там, когда бы ни представилась такая возможность.

Много лет в Ивама проводились тренировочные лагеря (гасшуку), не так ли?

Я проводил их, пожалуй, со времени О-Сенсея. Он всегда радовался, когда слышал, что должен был проводиться тренировочный лагерь. Чтобы приготовиться к этим лагерям мы, бывало, готовили свои собственные постельные принадлежности. Каждый вечер после тренировок мы должны были шить одеяла и набивать их ватой.

Удивительно слышать, что Вам приходилось делать такие вещи! Как много школ участвует в ваших тренировочных лагерях сейчас?

У нас есть Университет Хиросаку из префектуры Аомори и Женский Университет Тохоку оба из северной Японии, Университет Токусима из Шикоку и другие, как например Университет Тохоку, Университет Тохоку Гакуин, Университет образования Префектуры Мияги Университет Канагава и Университет Нихон. И поскольку они все приезжают в одно время в марте, их всех трудно расквартировать.

Эти тренировочные лагеря комбинированные?

Да, когда клубы управляются одним шиханом. К примеру, когда Медицинский Университет Аичи проводит тренировочный лагерь, участвует также и университет Канагава.

Впервые Вы выехали за границу преподавать в 1974 году и с тех пор Вы путешествуете каждый год, возможно, более чем любой другой шихан.

Есть много приглашений, от которых я не могу отказаться, также я посещаю только додзё, управляемые моими собственными учениками. Но сейчас я стараюсь оставаться здесь, как можно дольше из-за количества учеников здесь и ради тех, то посещает Ивама для учёбы

Исторически, я полагаю, айкидо развилось из ситуаций, в которых самурай не мог воспользоваться своим мечём. Некоторые критики говорят, что айкидо не работает против современных боевых искусств подобных карате. Что Вы думаете по этому поводу?

Айкидо включает в себя танто дори (отбирание короткого меча), тачи дори (отбирание меча) и дзё дори (отбирание дзё). Во время этих техник, если вы позволите лезвию оружия едва лишь коснуться вашего тела то вы можете быть убиты, в то время как удары руками и ногами не убьют вас до тех пор, пока не будут нанесены в жизненно важные точки. Мечу нужно только лишь слегка коснуться, чтобы серьёзно ранить или убить, и, тем не менее, мы практикуемся в том, как защищаться от меча голыми руками. Если мы всегда держим это в уме, это полезная тренировка.

Думаете ли Вы, что айкидо без атеми может быть эффективным против сильной атаки?

Айкидо включает атеми, и всё же тренировка это, конечно же, не тоже самое что реальность, поэтому мы не применяем атеми в полную силу в додзё. В тайдзюцу атеми являются жизненно важным элементом, который мы выделяем в нашем додзё.

Мой опыт говорит о том, что атеми не преподают во многих додзё сегодня, но в фильме О Сенсея мы видим, что он часто использовал атеми.

Айкидо сегодня преподаётся множеством различных способов, и хорошо обучаться у различных учителей. Нам не следует запрещать ученикам посещать других учителей. Есть некоторые шиханы, беспокоящиеся по этому поводу, но я думаю, они ошибаются.

В айкидо атеми используется против атак с оружием, в связи с этим думаете ли Вы, что желательно для айкидока сейчас учиться тому, как взаимодействовать с ударами ногами в карате, поскольку атаки подобные атакам карате часто используются?

Да я полагаю, им следует это делать. Это не то, чего следует избегать. Существует много базовых техник, которые могут дать нам возможность противостоять карате, такие как, например, тсуки и ёкоменучи.
Группы созданные некоторыми из моих учеников выполняют формы защиты от атак карате, которые достаточно интересны. Человек с 4м даном в айкидо и дзюдо уклоняется от атак карате и входит для броска или контроля атакующего в прекрасном выполнении техник айкидо. Я бы также рекомендовал изрядно попрактиковаться в таких техниках как ёкоменучи и тачи дори.

Вы акцентируете внимание на оружии и базируете Ваше учение на принципах меча, что Вы думаете о современной ситуации в айкидо в других местах?

Я не знаю другого айкидо, кроме айкидо О Сенсея. Я обучался у О Сенсея с 18 до 41 года и помогал ему также, как это делают ученики живущие в додзё, поэтому я не знаю других учителей. Многие шиханы создают новые техники, и я думаю, что это замечательно, но после анализа этих техник я всё ещё убеждён, что никто не может превзойти О Сенсея, я полагаю, что лучшим было бы следовать формам, которые он оставил нам.
В наши дни люди склонны следовать своим собственным путём, но поскольку я уже вовлечён в это, я продолжу делать техники и формы оставленные нам О Сенсеем.

Вы упоминали прежде, что ученикам не удаётся использовать свои бёдра должным образом. Могли бы Вы объяснить детальнее важность бёдер в практике?

Основатель говорил, что ключ к эффективной работе бёдер заключён в ногах, а работа ума зависима от рук. Это означает, что бёдра не могут быть устойчивыми до тех пор, пока не стабильны ноги. Поэтому я настаиваю на том, чтобы мои ученики сохраняли заднестоящую ногу на одной линии с впередистоящей ногой, когда находятся в ханми. Также можно принимать ханми, в которой задняя нога стоит близко к передней. Я думаю, что ханми, в котором ноги устойчивы, лучше.
Когда вы быстро поворачиваетесь, сохраняя переднюю ногу на линии, вы должны быть способны восстановить позицию ханми. Но если ваши ноги не на одной линии, вы не сможете принять позицию быстро после поворота на 180 градусов без исправления положения задней ноги. Вы потеряете контроль, и движение замедлится. Недавно я уделял огромное внимание ханми, даже не смотря на то, что возможно это и не хорошо так сильно сосредотачиваться на этом. Когда бы я не замечал погрешности в движениях учеников, я нахожу, что их ноги расположены неверно.
Если конечности двигаются в неправильной последовательности, ваша техника больше не будет эффективной. Если вы не можете скорректировать работу ног, вы не сможете использовать ваши бёдра эффективно.

Часто ли Вы обучаете техникам ки-но-нагаре в Ивама?

Да. Но только как часть прогрессии.

Что Вы подразумеваете под прогрессией?

Это относится к последовательности, в которой преподаются техники. Сперва мы начинаем с «жёсткой» практики, затем мы обучаем ки-но-нагаре, включая медленную быструю и свободный стиль, я думаю каждый должен изучать эти техники, но сперва они должны изучить много других вещей. Поэтому ки-но-нагаре называется последним уровнем.

Если мы практикуем ки-но-нагаре в начале, с какими проблемами мы, вероятнее всего, столкнёмся?

Если вы начнём практику с ки-но-нагаре, если мы только не невероятно опытны, ваше чувство времени (реакция) может быть разрушено, и вы будете неспособны сделать что-либо, если ваши руки сильно захвачены. Вы не можете стать сильным или хорошо тренированным, следуя такому пути. Основатель, бывало, говорил, что если мы хотим быть сильными, то мы должны непрестанно практиковать техники от захватов. Но сегодня для того, чтобы обучать студентов университетов, которые обучаются только три или четыре года мы смешиваем технику ки-но-нагаре с обычной техникой. Это большая ошибка думать, что в Ивама отсутствует практика ки-но-нагаре. Техники ки-но-нагаре в Ивама выполняются в точности так, как им обучал О Сенсей..
Стиль О Сенсея даёт возможность нам двигаться плавно даже если мы допустили ошибку в расчёте времени и оказались крепко захвачены противником, даже если наше движение на мгновение остановлено, мы можем двигаться без каких бы то ни было проблем, используя стиль О Сенсея.

Поскольку айкидо имеет своим основанием фехтование на мечах, и техники тайдзюцу основаны на движениях меча, являются ли меч и дзё необходимыми в практике айкидо?

Айкидо, которое я изучал, состояло как из техник оружия, так и из техник тайдзюцу. Мы можем использовать любой вид оружия, но мы используем преимущественно дзё и кен. Это единственное объяснение, которое я могу дать вам. Основатель объяснял айкидо с многих позиций, в зависимости от периода и состояния ума. Он говорил, что айкидо это тайдзюцу, объединённое с принципами меча. Поэтому я верю, что айки-кен и айки-дзё соответствуют ханми-кен и ханми-дзё. Другими словами техники оружия, выраженные в форме тайдзюцу, позволяют вам войти в атаку противника и бросить его.
Техники, основанные на оружии, в тайдзюцу позволяют вам атаковать противника и бросать его. Я думаю, что техники тайдзюцу и оружия должны иметь взаимосвязь, будучи в одно и то же время и не близки и не далеки друг другу. В Ивама додзё я провожу практику с оружием только один раз в неделю, так что я конеч6но же делаю акцент на тайдзюцу. Но я думаю это мой долг, как того, кто непосредственно обучался у основателя, обучать кен и дзё своих учеников и сохранять традиционное обучение, которое основатель оставил в Ивама.

Поскольку существует не много додзё, в которых преподают кен, что нам следует делать, если мы не можем найти додзё в своём районе, где бы изучалось дзё и кен?

В Ивама мы арендуем муниципальный Будокан (зал воинских искусств) для занятий оружием каждый четверг, когда Ибараги додзё закрыт. Нет оружейного класса для тех, кто приезжает на вечерние занятия в Ивама додзё.

Как велик ваш новый додзё?

Он может разместить примерно 30 человек. Имейте в виду, что я бывало практиковался с О Сенсей в одиночку, поэтому пустой додзё был достаточно большой для нас двоих. С другой стороны, когда некоторые из старших учеников того времени, такие как Тадаши Абэ, тренировались с О Сенсеем. Мы ожидали своей очереди и наблюдали, и бывало О сенсей обучал нас один на один. Я могу обучать таким образом, когда необходимо.
В хорошую погоду мы проводим наши тренировки по воскресениям вне додзё, поскольку там достаточно места. Когда я обучаю в додзё, в котором нет большого пространства рядом с залом, я использую метод О Сенсея и работаю с учениками индивидуально один на один.
Между прочим, О Сенсей, бывало, говорил, что ограниченное количества движений с мечём было частью дзюдзюцу с древних времён. С такими техниками вы входите вашим телом таким образом, что противник не может уйти от вашего движения. Я единственный человек, кого О Сенсей тренировал таким образом, поэтому куда бы я не поехал есть много вещей, которым я обучаю.

Я могу представить ваши трудности, в обстоятельствах, в которых Вы придерживаетесь того, чему Вас обучал О Сенсей.

Каждый год, когда за день до Тайсай (мемориальная служба в память о смерти О Сенсея) 29 апреля ученики Хомбу приезжают из Токио в Ивама. Раньше я, бывало, обучал их оружию, но некоторое время спустя я прекратил эту практику. Затем в прошлом году я передумал и почувствовал, что мне следует обучать их оружию, поэтому я провёл короткое занятие с кен и дзё рано утром. Токийские ученики проснулись рано по этому случаю и получили массу удовольствия от тренировки, поэтому я решил провести также такое занятие в этом году. Я планирую провести занятия по тайдзюцу с пятью или шестью из моих учеников, и пятью или шестью учениками из Токио, вечером 28 апреля, а на следующий день, если будет хорошая погода, мы проведём тренировку вне додзё с кен и дзё.

Некоторые из наших читателей хотели бы больше узнать о кен и дзё. Обучались ли они в додзё Ёёги Уехара, в Токио, где обучает Ваш сын?

Да они обучались. Тем, кто хотел бы изучить эти виды оружия следует посетить Ёёги додзё, по-моему, дзё и кен практикуют по средам.

Я рад тому, что Вы ещё практикуете в Ивама и продолжаете проводить прекрасные оружейные тренировки. Это сильно технически повлияет на айкидо, Что, как я думаю, будет хорошо для искусства. Но немного переменим тему, мы получили несколько пожеланий от наших читателей получить информацию о Коичи Тохей Сенсей, но у нас не было возможности ещё поговорить с ним. Должно быть Вы встречали его в течение короткого после Второй Мировой Войны. Не могли бы Вы рассказать нам что-нибудь из того, что вы вспомните о тех днях, которые Тохей Сенсей пребывал в Ивама додзё?

Я помню его довольно хорошо. Мистер Тохей начал тренировки в дни учёбы в школе, затем он вернулся с войны и приехал в Ивама додзё после этого. Он казался нам очень изысканным человеком. И он был нашим идеалом, замечательный человек.

Практики Ки но Кенкьюкай (Шиншин Тойсу Айкидо) включают лекции о работе ки, и демонстрации несгибаемой реки и неподъёмного тела. Пробовали ли Вы когда-либо, такого рода практики в Иваме после войны под руководством О Сенсея?

Нет. Это метод обучения заимствованный Мистером Тохеем после того, как он изучил разние веши, такие как йога Шиншин Тойсу под руководством Темпу Накамура (1876-1969) и мисоги в Ичикукай. Мистер Тохей приложил величайшие усилия в этой сфере.
После женитьбы он начал работать, и был слишком занят, чтобы приехать в Ивама, поэтому он переделал товарный склад на территории своего дома в префектуре Точиги в додзё. Мне случалось обучать там, когда он был слишком занят. Затем его бизнес потерпел неудачу, и он возвратился к айкидо. После этого он уехал в Соединённые Штаты, где он оставался в течение года, а затем чередовал, оставаясь год в Японии, и назад в США на следующий год, и так далее. Я обучал в Точиги раз в неделю во время его отсутствия.

Я понимаю так, что Кисшомару Уесиба достаточное время тренировался в Ивама. Кто ещё из шиханов Хомбу додзё тренировались здесь?

Прежде всего, это были Тадаши Абе, затем Коичи Тохей и Годзо Шиода, которые оставались с его семьёй какое-то время. Все они были учениками О Сенсея до войны. Сейго Ямагучи также был здесь какое-то время. Тетсутака Сугавара провёл три или четыре месяца здесь, Казуо Чиба был здесь два или три месяца после того, как он травмировал спину. Я полагаю, Сугавара и Чиба были здесь в одно и то же время.
До войны, основатель обычно изучал оружие самостоятельно и не обучал этим техникам учеников. Именно в период тренировок в Ивама, преимущественно, когда здесь оставались лишь О Сенсей и я, он начал обучать оружию.

Что Вы думаете о влиянии Дайто-рю на айкидо?

Дайто-рю в очень большой степени повлияло на О Сенсея. Говорят, что когда он практиковал Дайто-рю, он сталкивался с большим количеством проблем, поскольку он пробовал себя во многих других искусствах, включая Алои-рю до войны. После войны, когда он завершал практику в Ивама, его айкидо претерпело драматические изменения. Даже не смотря на то, что Дайто-рю оказало на него влияние, существует много существенных различий между айкидо О Сесня и Дайто-рю. К примеру, айкидо изучается из ханми, также как и кокю-хо. Также Дайто-рю содержит много те-ваза (техник рук), движения тела часто входят в противоречие с движениями противника. Дайто-рю не содержит идеи единства меча, дзё и тайдзюцу. Всё это изменения, которые О Сенсей внёс во время периода в Ивама. Многие техники Дайто-рю были частично неэффективны против противника, тренированного даже слегка, в воинском искусстве. Также оно содержало большое количество техник, многие из которых были не так эффективны.
Более того, мы иногда слышим, что каждая из техник айкидо имеет как омоте так и ура вариации. Но я думаю, нам следует сфокусироваться на том, что является более практичным и эффективным. Конечно же некоторые техники имеют чёткое разделение на омоте и ура вариации, но нам не следует очень сильно беспокоиться о тех которые не содержат таких разделений. О Сенсей однажды шутя сказал, что нет лучше техники, чем коши наге (бросок через бедро) и что он никогда не уставал практиковать их даже тренируясь с утра до вечера. Кокю наге и коши наге, которые когда-то считались базовыми техниками айкидо, теперь вместо этого, тренируются как прикладные или продвинутые техники. Я думаю, это очень печально, что это может стать необходимостью с целью сохранения техник айкидо.

Краткий биографический очерк Морихиро Сайто

Родился в 1928 году в префектуре Ибарага. В прошлом работник Национальной Железной Дороги. Начал обучение у О Сенсея в Ивама в июле 1946 года. Стал Шиханом айкикай в январе 1959 года, а в 1969 году, после смерти основателя, стал шефом-инструктором в Ибараги додзё и смотрителем Айки Храма в Ивама. Автор хорошо известного пятитомника, Традиционное Айкидо. и короткого руководства Такемусу Айки. Регулярно путешествует в С.Ш.А. и Европу.

Comments are closed.