Ивама: место рождения Айкидо

Стэнли Пранин
AikiNews#130
Перевод: Олег Овчаренко.

iwama01Спроси любого айкидоку, кто является основателем айкидо, и даже новичок без особого труда сможет назвать имя Морихея Уесибы. По-видимому, это можно объяснить тем, что фотография Основателя висит на видном месте практически в каждом доджо по всему миру, да и в разговорах имя учителя упоминается достаточно часто. Но если не останавливаться на первом вопросе, а продолжать спрашивать дальше: когда и где Уесиба развивал и совершенствовал свое искусство — то даже среди опытных айкидок мало кто сможет дать точный ответ.

Подобная ситуация является в основном следствием того, что наиболее популярные на сегодняшний день течения айкидо распространялись скорее прямыми учениками Уесибы: Коичи Тохеем, Киссёмару Уесибой, Годзо Шиодой, Кенджи Томики и Минору Мочизуки, чем самим основателем. Причиной этому послужила Вторая мировая война, и ее последствия. К тому времени, когда в начале 50-х айкидо начало осторожно заявлять о себе как о современном боевом искусстве, ее основателю было уже за 70, и большинство людей рассматривало его как старика давно удалившегося на покой в деревушку префектуры Ибараки. Поэтому-то основная задача по открытию доджо, созданию организаций, формированию учебных курсов, введению квалификационных степеней и подготовке инструкторов для работы в Японии и за рубежом и легла в основном на плечи тех, кого мы только что перечислили.

Биография Уесибы

Прежде чем начать рассказ о зарождении айкидо в Иваме, давайте вначале вкратце коснемся деталей жизни Уесибы до того времени, когда впервые завязались его отношения с этой сельской общиной Ибараки. Морихей Уесиба родился в прибрежном городке Танабе в префектуре Вакаяма 14 декабря 1883 г. Семья была зажиточной, отец много лет входил в городской совет Танабе. Морихей получил стандартное образование для тех лет в местной средней школе. В 19 лет он попытался начать карьеру купца в Токио, но уже меньше чем через год молодой человек вернулся в Танабе, окончательно решив что карьера бизнесмена — это не для него.

Осознание жизненного призвания пришло к нему в период, когда он собрал и привел группу колонистов из своего родного города в незаселенные районы Хоккайдо в 1912 г. Там бывшие жители Танабе основали деревушку, которую назвали Сиратаки. В 1915 г. в городке неподалеку Уесиба встретил знаменитого мастера джиуджитсу Такеду Сокаку. Невероятно высокий уровень владения боевыми искусствами намного превосходящий его собственный, и совершенство мастерства Такеды так поразили Уесибу, что он тут же начинает заниматься Дайто-рю айкиджиуджитсу. А в следующие 5 лет Уесиба становится одним из сильнейших учеников Сокаку.

По прошествии 7 лет прожитых на Хоккайдо, Морихей узнает, что его отец в Танабе тяжело заболел, и молодому человеку приходится покинуть Сиратаке. Во время возвращения в префектуру Вакаяма Морихей проезжает через расположенный рядом с Киото городок Аябе, где случайно встречается с Его Преподобием Онисабуро Дегучи, одним из основателей религии Омото, и молится вместе с ним о выздоровлении отца. Вскоре после этого, в 1920 г., вся семья Уесибы переселяется в общину Омото, а сам Морихей становится верным сторонником Онисабуро и активным приверженцем новой секты. Дегучи же, в свою очередь, активно подталкивает Морихея совершенствовать свои навыки в боевом искусстве — при его поддержке Уесиба начинает учить членов религиозной группы.

В 1927 г. с благословения Онисабуро Морихей Уесиба переезжает в Токио, где полностью посвящает себя обучению айкиджиуджитсу. Несколько лет Морихей работает с элитой японского общества во временных залах. И наконец в 1931 г. он открывает свое собственное доджо в квартале Шинджуку в Токио. Кобукан-Доджо стало основным местом деятельности Уесибы; среди его учеников были в основном известные персоны из военных, политических и деловых кругов, а также члены религиозной группы Омото. Вдобавок он проводил классы по самозащите в военных учебных заведениях токийского региона, в том числе в Военной Школе Тоямы. В то время Морихей концентрировался на работе в основном в Токио, поэтому ему удалось выстроить там прочную сеть, охватившую высшие круги, и предоставившую ему огромные возможности для расширения сферы деятельности.

Ивама и Будо Сенёкай

iwama02Ничем не примечательная деревушка Ивама, расположенная в фермерской зоне префектуры Ибараки, не производит впечатления подходящей кандидатуры для места рождения айкидо. И тем не менее, сегодня вебсайт города Ивамы с гордостью сообщает, что айкидо является одной из основных достопримечательностей региона, и что на улицах города часто можно встретить иностранцев, которые приезжают из разных частей света, чтобы учиться этому искусству. Ивама расположена на линии Джобан (железная дорога, соединяющая Уэно и Сэндай), между станциями Цутиура и Мито. На сегодняшний день численность населения составляет 16 750 человек, а 70 лет назад, когда произошли первые события, связавшие Иваму и айкидо, эта сонная деревушка насчитывала всего несколько тысяч жителей.

Вероятно не удивительно, что связующим звеном между Ивамой и айкидо стала религия Омото. В 1932 г. под патронажем основных лидеров этого религиозного течения была основана ассоциация «Будо Сенсёкай», которая должна была служить делу распространения боевых искусств. Организация была создана по инициативе Онисабуро Дегучи. К тому времени Дегучи уже создал ряд вспомогательных групп, нацеленных на разные слои общества. Тактика сработала, и к началу 30-х годов в рядах Омото насчитывалось более миллиона человек, принадлежащих разным социальным и экономическим группам.

Морихей входил во внутренний круг секты уже с начала 20-х годов. Он был живым примеров, своего рода «мальчиком с плаката» для Омото. Онисабуро любил привлекать талантливых в различных областях людей, чтобы потом использовать их возможный потенциал в целях пропаганды религиозных идей. Уесиба считался непревзойденным мастером боевых искусств (какое-то время Уесиба был даже личным телохранителем Онисабуро), а также большой ценностью для секты, которая так часто испытывала терпение властей.

Будо Сенёкай охватила всю страну сетью групп из занимающихся боевыми искусствами. Занятия проводились во взаимодействии с региональными отделениями Омото. Теоретически можно было заниматься разными искусствами, но на практике занятия в основном проводились по айкиджиуджитсу Морихея Уесибы. Причин для этого было много, но основная состояла в том, что председателем организации был Уесиба. Создание Будо Сенёкай позволило Уесибе быстрее, чем раньше создать стабильный костяк учеников, т.к. он смог воспользоваться готовой сетью из уже имеющихся вспомогательных групп.

Отделение Омото в Иваме оказалось в числе тех, кто организовал у себя тренировки айкиджиуджитсу. Руководителем занятий был Ёшикацу Фуджисава. Фуджисава прошел краткосрочный тренировочный курс в городке Такеда, префектуре Хёго, где Будо Сёнокай организовала интенсивные семинары. Занятия в Иваме проводились в доме начальника почтового отделения — Мицуноске Аказава, отца Зензабуро (одного из довоенных учидеши Уесибы).

Среди тех, кто занимался в Иваме, оказался и Шигеми Ёнекава, родственник семейства Аказава. Занятия айкиджиуджитсу настолько сильно увлекли Ёнекаву, что в 1932 г. он начинает заниматься в Кобукан-Доджо в качестве учидеши. Вот что говорит Ёнекава о начале своих занятий айкиджиуджитсу в интервью, которое он дал в 1979 г.:

«…Меня спросили не хочу ли я поучаствовать в семинаре по боевым искусствам [в Иваме], и я решил пойти. У меня уже был некоторый опыт падений из дзюдо. Поэтому я решил ассистировать на семинаре, будучи уверенным что смогу хорошо развлечься. Я был совершенно не прав. Семинар шел четыре или пять дней, и к его концу я остался совсем без сил. Вместе с тем учитель вел меня так легко, и меня так впечатлили уникальность, утонченность и глубина этого искусства, что я понял, что хочу им заниматься.

Тогда я поговорил с г-ном Фуджисава, и он разрешил мне поехать с ним в качестве его помощника. Мы проехали по всей префектуре Ибараки, а потом мы поехали в Токио, и там он представил меня Сенсею Уесибе. Сенсей сказал мне, что проще всего научиться, если я стану учидеши. Я обратился к г-ну Аказаве за помощью, и он выступил моим гарантом перед Уесибой. Так я стал учидеши».

iwama03Ёнеква стал одним из основных помощников Морихея, и заслужил себе почетное место в истории айкидо — он снялся в известной серии фотографий, сделанных в 1935 г. в частном доджо знаменитого основателя издательской фирмы «Коданся», Кейдзи Нома. На фотографиях Уесиба демонстрирует технические приемы, Ёнекава выступает как уке.

Дом Акадзавы, где проходили тренировки, до сих пор стоит в Иваме, и на сегодняшний день используется как место городских собраний членов Омото. На стенах фотографии основательницы Нао Дегучи, Онисабуро и его жены Сумико. За 70 лет интерьер не меняли — он остался почти таким же, как и в то время когда дом использовался как временное доджо для тренировок Будо Сенёкай.

Занятиям айкиджиуджитсу в Иваме пришел внезапный конец в 1935 г., когда японские власти начали жестокие гонения на религию Омото, названные впоследствии «Второй инцидент Омоте-кё». Многих основных лидеров (включая Онисабуро и его жену) арестовали, некоторых из них, например печально известного Хидемаро Негучи, пытали. Морихею удалось избежать ареста только благодаря вмешательству одного из своих учеников, который по счастливой случайности служил в то время начальником полиции префектуры Осаки. Даже отец Зензабуро, Мицуноске, был задержан на несколько недель.

Подготовка к переезду в Иваму

Хотя тренировки Будо Сенёкай пришлось прекратить, связь между Уесибой и Ивамой была уже прочной. В конце 30-х гг. Морихей начал обсуждать возможность постройки открытого доджо в качестве тренировочного центра вне пределов Токио. Много лет он давал занятия в Военной Школе Тоямы для армейских офицеров, а также во многих других военных заведениях. Однако при этом Уесиба был сильно ограничен в типе обучения. Ему же хотелось открыть доджо вдали от шума и суматохи большого Токио в месте, где он смог бы перейти к более реалистичным занятиям. Мицуноске Аказава, о котором уже говорилось выше, и сын которого в последствии стал учидеши Уесибы, помог Морихею купить 4-5 га земли в Иваме; план постройки открытого доджо был разработан. Примерно в 1939 г. строительство началось, и Уесиба стал часто бывать в Иваме.

В это же самое время началась вторая мировая война, и число учеников в Токио стало резко падать — их начали по одному призывать на военную службу. К 1942 г. в Кобукан Доджо осталось не больше 5-6 занимающихся.

И все же, несмотря на отсутствие учеников в доджо, 1942 г. был очень напряженным для Морихея — ему пришлось вести занятия в нескольких военных учебных заведениях одновременно. Раньше ведущие учидеши Уесибы могли как-то снизить нагрузку учителя — заменяя его в поездках в различные места. Но теперь не осталось почти никого, кто мог бы ему в этом помочь. Война в тихоокеанском регионе была в самом разгаре, начались первые воздушные налеты на Токио. Доджо в Иваме задумывалась как место для интенсивных тренировок будо, а в итоге оказалось местом спасения от ужасов войны для Уесибы и его жены.

Морихей планировал свой переезд в Иваму поэтапно. Сначала было построено доджо на 36 матов (в качестве личного тренировочного центра), и маленький храм, названный «Синден» — строительство обоих было завершено в 1942 г. Храм был посвящен божеству будо, и был освящен священниками религии Омото, еще одно свидетельство того, что вера Морихея в эту религию не уменьшилась, несмотря на Второй Инцидент Омото. Второй важный шаг в подготовке переезда в Иваму состоял в том, что Морихей назначил своего сына Киссёмару (в то время ему исполнился 21 год, и он был студентом Университета Васеда) Доджо-тё в Кобукан-доджо, и передал ему основные административные обязанности. В руководстве доджо Киссёмару помогал Минору Хираи, который в последствии основал Коринкай-айкидо.

«Удаление» в Иваму

iwama04К концу 1942 г. Уесиба серьезно заболел — у него начались проблемы с кишечником, скорее всего это событие ускорило переезд основателя в Иваму. Контраст с лихорадочной жизнью Токио тем более разителен, что в Иваме проживало всего несколько тысяч жителей. Постепенно Уесиба начал выздоравливать; окрепнув он начал заниматься фермерским хозяйством, тренировками и медитацией. Немногочисленные ученики состояли в основном из местных жителей и ребят из семей последователей Омото, которым все еще приходилось скрывать свои религиозные убеждения после гонений произошедших в 1935 г. Впервые за много лет Морихей был свободен он тяжелых обязанностей учителя, наконец он мог посвятить свое время собственным тренировкам и эстетическому развитию, не отвлекаясь ни на что другое. Он превратил Ивама-доджо и прилегающие к нему земли в тренировочную лабораторию. Там Морихей экспериментировал с различными вариантами техник, добиваясь совершенства. Постепенно его мастерство достигло уровня, когда он был в состоянии предугадать действия противника.

Морихей вставал еще до восхода для утренней молитвы и песнопений. Этот ритуал был частью его тренировок мисоги, и одним из способов связи с божественным миром. Основатель никогда не навязывал ученикам своих взглядов и верований. Тем не менее, на личном уровне айкидо представляло для Морихея некий мост, связывающий Небеса и Землю, а также инструмент, с помощью которого можно избавиться от зла в нашем мире и достичь гармонии между людьми.

Конец второй мировой войны

Расходы на войну постепенно подорвали высоко-милитаризованную японскую экономику. Исчезновение необходимых повседневных товаров и непосредственная угроза жизни заставила многих японцев покинуть разоренные большие города, и бежать в безопасные деревни. К моменту капитуляции (август 1945 г.) экономика Японии оказалась полностью разрушенной, и Уесибе в Иваме (как впрочем и остальным японцам) едва удавалось сводить концы с концами. Голова практически каждого человека по всей стране была занята одним: где найти еду.

До войны Уесиба учил буквально тысячи человек, после же он остался едва ли с пятью. Штаб-квартира объединенных сил союзников (ШК) запретила преподавание боевых искусств, но на распоряжение почти не обращали внимание даже в больших городах, что уж говорить о сельских районах префектуры Ибараки. Тем не менее, чтобы еще меньше привлекать внимание к своим тренировкам боевых искусств и хотя бы формально следовать распоряжению, в первые годы после войны Морихей Уесиба называл свою сельскую резиденцию — «Айки Эн».

iwama05Наконец японские солдаты начали возвращаться на родину, и многие из бывших учеников Уесибы стали приезжать к своему учителю в Иваму: повидать его и потренироваться. Ряды местных учеников пополнили такие известные фигуры эпохи Кобукан-доджо, как Годзо Шиода, Коичи Тохей, Минору Мочизуки. Кроме того, и сын Морихея — Киссёмару, также нередко тренировался в Иваме. Юный Тадеши Абе (который позже распространял айкидо во Франции) был учидеши тоже именно в этот период.

Ввиду того, что Уесиба полностью посвятил себя тренировке небольшого числа учеников в Иваме, а в Кобукан-доджо не велось практически никакой деятельности, то именно Ивама стала официальной штаб-квартирой Зайдан Ходжин Айкикай — организации, которая была основана в 1948 г. Такое положение дел просуществовало вплоть до 1956 г., когда штаб-квартира была возвращена в Токио. К этому времени вся полнота деятельности в Шинджуку-доджо была полностью восстановлена.

Морихиро Сайто начинает занятия в Ивама-доджо

В 1946 г. худой паренек, которого звали Морихиро Сайто, набрался смелости чтобы прийти в Ивама-доджо и встретиться с Уесибой. Местной молодежи основатель айкидо представлялся эдаким мистическим затворником, обладающим невероятными возможностями. Сайто родился в лежащей неподалеку деревушке в 1928 г. Мир боевых искусств заворожил его еще в раннем детстве. К моменту встречи с Уесибой мальчишка успел уже позаниматься дзюдо, кендо и карате. Свою первую встречу с основателем Сайто описывает так:

«Тогда был жаркий сезон, поэтому я пришел рано. О-Сенсей проводил утреннюю тренировку. Минору Мочизуки показал мне место, где О-Сенсей тренировался с несколькими учениками. Я вошел в помещение, которое сейчас называется «комнатой шести татами». Пока я сидел, вошли О-Сенсей и Тадаши Абе. О-Сенсей начал садиться и Абе немедленно кинулся к нему, чтобы подложить подушечку. Он так заботился о Сенсее! А затем О-Сенсей взглянул на меня и спросил: «Почему ты хочешь заниматься Айкидо?». Когда же я ответил, что хотел бы учиться у него, если он готов меня принять, то он спросил: «Знаешь ли ты, что такое Айкидо?» Откуда я мог знать? И тогда О-Сенсей сказал: «Я научу тебя как служить людям и обществу с помощью этого боевого искусства». Мне и в голову не приходило, что с помощью боевого искусства можно служить людям и обществу. Я просто хотел стать сильнее!»

iwama06Вскоре Сайто стал одним из основных помощников в доджо и одним из ведущих учеников. В конце концов ему даже разрешили участвовать в утренних тренировках, куда обычно допускались только учидеши. К тому же с точки зрения занятий айкидо он очень удачно устроился на работу. Его рабочий график в «Джапан Рейлвейз»: день через день, оставлял ему огромное количество свободного времени, которое он проводил с основателем. Рабочие графики остальных учеников были не такими гибкими. Повсеместная бедность в Японии тех дней являлась огромным барьером для продолжения тренировок. Если ученики посвящали свое время занятиям айкидо и помощи учителю в поле, то значит это время они должны были оторвать от работы и своей семьи. Один за другим ученики был вынуждены бросать занятия, в итоге на утренних тренировках осталось не более пяти человек.

Видя увлеченность Сайто занятиями айкидо, Уесиба постепенно стал полагаться все больше и больше на него и в частной жизни. Сайто же в ответ посвящал все больше своего свободного времени учителю, помогая ему в и поле, и в работе по дому. В конце концов, из всех учеников только Сайто продолжал регулярно помогать основателю. В благодарность за такую помощь и верность Уесиба выделил в своем поместье и подарил Сайто участок земли, чтобы тот мог построить дом. Даже после женитьбы, страсть к тренировкам у Сайто не уменьшилась. Более того, его юная жена тоже начала работать для семьи Уесибы — например, она лично помогала старой жене Уесибы — Хацу.

Хироши Исояма

Вскоре после войны в доджо пришел еще один молодой человек, который также приобрел известность в мире айкидо. Хироши Исояма родился в Иваме, и в 1949 г. в возрасте 12 лет пришел в доджо. Он регулярно тренировался в течение 9 лет, сначала в детской группе, а потом во взрослой. В одном своих последних интервью Исояма вспоминает, как жестко проходили занятия в Ивама-доджо в тот ранний период, когда там еще не было матов. Хироши часто можно увидеть на фотографиях 50-х гг. — худой паренек, часто вместе с Морихиро Сайто.

iwama07Хироши Исояма уехал из Ивамы в 1958 г., когда он вступил в ряды военно-воздушных Сил Самообороны страны (см. прим.1). Хироши выбрал карьеру военного, и за время своей службы обучил тысячи солдат японской армии, а также многих американцев, находящихся на военных базах, дислоцированных в Японии. У Исоямы 8-й дан, и сейчас он является техническим консультантом Международной Федерации Айкидо. После того, как он вышел в отставку и вернулся в Иваму, Хироши Исояма начал часто выезжать на семинары на территории Японии и за ее пределами.

Рождение современного айкидо

Методы обучения основателя в Иваме очень отличались от его учебного подхода в довоенные годы. В начале своей инструкторской карьеры Морихей нередко просто показывал технику несколько раз, практически не давая никаких объяснений. Такой метод является традиционным для боевых искусств, когда ученики должны «украсть» технику своих учителей.

В конце 40-х — начале 50-х гг. Уесиба уделяет каждый день много внимания личным занятиям. Тренировочным партнером в большинстве случаев является Морихиро Сайто. Особое внимание основатель уделяет изучению айки-кен и джо. Наибольшее влияние на его занятия с оружием оказывает школа фехтования направления «Кашима Шинто-рю». В 1937 г. Уесиба вместе с Зензабуро Акизавой даже формально вступают в эту школу. В течение одного-двух лет инструкторы Кашима Шинто-рю появлялись каждую неделю в Кобукан-доджо, и давали там занятия в соответствии с программой своей школы. Хотя Уесиба лично в тренировках не участвовал, но он регулярно присутствовал на занятиях, которые в основном проводились с оружием.

Еще одним свидетельством того, что уже с середины 30-х гг. основатель айкидо проявляет большой интерес к фехтованию, является учебник по Будо, составленный Уесибой в 1938 г., содержащий огромное число техник с оружием.

Послевоенные годы в Иваме оказались невероятно важными для развития современного айкидо. Уесиба начал систематизировать техники, объединяя их в родственные группы, и отрабатывая на практике. Более того, он перешел к пошаговому обучению — начиная от основ и постепенно переходя к более сложным уровням. Основатель подчеркивал, что при выполнении техники каждая деталь её составляющая должна быть совершенной. Примерно в это же время он начал использовать термин «такемусу айки» — высший уровень айкидо, когда человек способен спонтанно выполнить любую технику, наилучшим образом соответствующую характеру атаки. В действительности можно утверждать, что рождение современного айкидо совпадает с развитием концепции «такемусу айки» в ивамовский период.

Ивама Доджо во время отсутствия основателя

iwama08С середины 50-х гг. основатель начал часто выезжать в Токио и Кансай, его жена в это время обычно оставалась в Иваме. К этому времени Морихиро Сайто являлся основным помощником Уесибы в Иваме, поэтому во время отсутствия учителя основные обязанности инструктора возлагались на него. У Сайто также установились близкие отношения с Коичи Тохеем, поэтому он также часто заменял последнего в его частном доджо в Уцуномия, когда Тохей уезжал учить на Гавайи.

В конце 50-х во многих японских университетах образовались клубы айкидо. Множество таких студенческих клубов начали проводить ежегодные гасшуку (см.прим. 2) в Ивама-доджо. Университетские группы обычно учил Сайто; а основателю, судя по всему, доставляло большое удовольствие то, что студенческие группы приезжали учиться в Иваму, в его частное доджо. Традиция проведения ежегодных гассюку сохраняется и по сей день.

После смерти основателя 26-го апреля 1969 г. Сайто становится главным инструктором Ивама-доджо и хранителем Айки-храма. Морихиро Сайто преданно служил О-сенсею в течении 23 лет, он продолжил свою службу и после кончины Основателя — в точности продолжая тренировочный путь Уесибы. Сайто сделал основной упор на сохранении методологии обучения основателя, которая состоит из расширенного курса, включающего как тайджицу, так и букивазу.

Мекка Айкидо

С середины 70-х годов иностранцев начали принимать в качестве учидеши в Ивама-доджо. С этого момента буквально тысячи иностранцев из сотен стран провели в Иваме от нескольких дней до нескольких лет, проживая там и тренируясь. Как следствием этого явления появилось огромное число инструкторов, занимающихся в направлении, названном Айкидо стиля Ивама (Айкидо Ивама-рю). Многие из тех, кто учился в Иваме, вернувшись к себе на родину, начали учить в соответствии с этим «единым подходом» — делая упор на тайджицу и букиваза одновременно, как это было организовано Морихиро Сайто. Интересен тот факт, что приезд такого большого числа иностранцев в Ивама-доджо привел к росту и числа юных учидеши-японцев.

Айки Тайсай

В 1970 г., на следующий год после кончины основателя в Иваме зародилась новая традиция. Каждый год 29 апреля (официально, национальный праздник — день рождения нынешнего императора Хирохито) перед Айки-храмом проводится служба отмечающая день смерти Морихея Уесибы. Организацию службы проводит Морихиро Сайто и Ивама-доджо, принимающей стороной выступает Айкикай Хомбу Доджо. iwama09Внутри Айки-храма церемонию проводят священники Омото, одетые в традиционные голубые с белым одежды. Год от года Айки Тайсай становится все многолюднее, в этом году на него приехало около 900 человек. Отдать свою дань уважения и поприсутствовать на церемонии Омото в честь Морихея Уесибы приехали занимающиеся со всей Японии, а также из-за рубежа.

Ивама действительно была особым местом для Морихея Уесибы. Она послужила убежищем во время тяжелых военных лет, она же обеспечила совершенное окружение для интенсивных тренировок и самоанализа. Часто упоминающаяся концепция «такемусу айки» явилась продуктом тренировок Уесибы в ивамовский период. Таким же продуктом явился и упор на тренировке с оружием, которая рассматривается как неотделимая часть занятий айкидо. Так как Морихей Уесиба постоянно вносил улучшения в айкидо, то вероятно можно утверждать, что пик развития айкидо приходится на конец жизни основателя. Тем не менее, многие их тех кто знал Учителя и тренировался у него в конце 60-х и в 70-х годах, указывают на ивамовский период, как на пик формы Уесибы. По общему мнению физическая сила, точность техники и глубина духовного познания Уесибы этих лет были поистине невероятными. Эта точка зрения, в сочетании с тем фактом, что именно Ивама стала местом личных тренировок основателя и его духовным пристанищем, позволяет с уверенностью назвать Иваму местом рождения айкидо.

В заключение

Впервые я приехал в Иваму в 1969 г. вместе с Биллом Виттом, который вскоре стал первым учидеши-иностранцем в Ивама-доджо. Я тренировался у Морихиро Сайто сенсея на его воскресных занятиях в Айкикай Хомбу Доджо летом, сразу после смерти основателя, и мне очень хотелось увидеть Иваму. Но лишь к лету 1977 г. мне удалось организовать свою жизнь так, чтобы позволить себе вернуться жить и тренироваться в Иваму. В совокупности я занимался в Ивама-доджо 4 с половиной года, прежде чем переехал жить в Токио. В течении многих лет я приезжаю на Айки Тайсай, и всего там был уже 15 раз. Я считаю эту церемонию одним из самых важных объединяющих мероприятий айкидо.

За 25 лет моей исследовательской работы у меня была возможность интервьюировать таких людей, как Морихиро Сайто, Зензабуро Аказаву, Шигеми Ёнекаву, Годзо Шиоду, Коичи Тохея, Садетару Арикаву и предыдущего Дошу Киссёмару Уесибу. Мысли и воспоминания этих людей, а также многих других, свидетельствуют о важности Ивамы в развитии послевоенного айкидо.

В некоторый момент Ивама-доджо и дом Морихея Уесибы в Иваме оказались под угрозой продажи и сноса. Но, к счастью для мира айкидо, горькая судьба обошла их стороной, и эти исторические здания, а также Айки-храм остались в целости и сохранности, и продолжают служить живым памятником гению О-Сенсея Морихея Уесибы.

Стэнли Пранин Август 2001 г. Лас-Вегас, Невада

Примечание переводчика:
1. Формально согласно Конституции, армии у Японии нет. Но зато есть «Силы Самообороны», представляющие собой небольшую, но хорошо вооруженную, подготовленную и боеспособную профессиональную армию. В основном, в ее состав входят ВМФ и ВВС. Это армия предназначена только для обороны страны, а не для проведения агрессивной военной политики.

2. ГАСШУКУ-КЕЙКО — «совместная практика (тренировка)». Например, выезд на сборы, тренировка в спортивном лагере или длительный «выёздной» семинар недели на две. По смысловому значению иероглифов гассюку дословно означает «совместное проживание».

Comments are closed.